Мода война и кофе
Второй день фестиваля начался со встречи с корреспондентом сербского ежедневника «Блик» Милорадом Ивановичем. Обсуждалась проблема освещения в СМИ Балканского региона, а именно искажение информации о странах бывшей Югославии.
Милорад продемонстрировал любопытный ролик, снятый CNN, целью которого было показать Сербию как туристически привлекательный регион. Под национальную музыку зрители смогли наслодиться сербскими пейзажами, церковной архитектурой, но, как выяснилось позже, некоторые из кадров были сняты в Румынии.
Затем Милорад влючил следующий аналогичный ролик о Казахстане, музыка была та же, ландшафт схожий, одним словом плагиат.
Информация, которая приходит с востока на запад, зачастую сильно подвержена искажениям. Это происходит как следствие изоляции страны, Милорад говорил о том, насколько сложно сербским журналистам выезжать за границу, многие посольства отказывают в выдаче виз, приводил в пример коллег, у которых возникали проблемы с использованием пластиковых карточек в отелях, поскольку они впервые были в развитых странах.
Данные общественного мнения, которые были продемонстрированы на презентации, показали, как каждая часть бывшей Югославии относится с действующей власти, смотрит на вступление в ЕС. Так, например, на вопрос о том, хотели бы вы покинуть страну, если бы представилась такая возможность, большинство жителей всех регионов бывшей Югославии ответили положительно.
Почти все страны кроме Косово без особого оптимизма смотрят в будущее. Но и этому оптимизму есть своё объяснение. Опрос общественного мнения на улицах одного из Косовских городов показал, насколько люди охвачены эйфорией, в связи с провозглашением независимости. Каждый встречный говорил о том, с какой уверенностью он смотрит в будущее, и вполне возможно, что это временное состояние людей, не обоснованное реальными показателями экономического и политического состояния страны.
Здесь можно привести в пример Украину, после оранжевой революции, люди были просто счастливы, все верили, что вскоре всё измениться в лучшую сторону, однако после изменений в вертикали власти, прогресс приостановился, и на данный момент страна переживает сложное экономическое положение. А рейтинги действующего президента существенно снизились и продолжают падать.
Вечером в зале «De Notari» прошла ещё одна важная встреча с журналистами, которые освещали военный конфликт в Секторе Газа.
«Ближний восток рай для журналиста, но ад для местных жителей», – сказал Изаар Биер, директор центра развития демократии в Израили. Вместе с ним в зале находились журналисты Аман Мохелдин, англоязычный корреспондент Аль-Йазера и палестинский представитель центра продвижения всемирного диалога и демократии Руам Нимри.
Изаар подготовил небольшую презентацию, которая так же рассказала зрителям, о случаях искажения информации, поступающей из мест боевых действий.
Так в новостях показали плёнку, изображение которой можно едва ли рассмотреть, однако смысл текста за кадром, заключался в следующем: боевики взрывают грузовик с мирными жителями, однако позже газеты написали, что этот взрыв не имеет никакого отношения к военным действиям, в грузовике просто взорвался газовый баллон по ошибке его хозяина.
Ещё одна проблема освещение войны в Секторе Газа, это однобокое видение конфликта. Израильские СМИ берут комментарии у своих военных представителей, а те в свою очередь говорят то, что нужно.
В Палестине другая ситуация, там журналистика возникла совсем недавно и зачастую используется как инструмент власти: не для того, чтобы информировать, а чтобы формировать мнения людей. Таким образом, все гости встречи высказывались за то, что освещение военных операций должно быть независимым от каких-либо политических сил, и комментарии обоих сторон должны быть услышаны.
Чтобы подвести итог обо всем, что было услышано за день в рамках военной тематики, я задала несколько вопросов корреспонденту итальянского издания «Peace Reporter» Кристиану Элиа, который так же специализируется на Востоке.
Стоит заметить, что огромный интерес итальянцев к войне, обусловлен тем, что в Ираке и в Афганистане служат итальянские солдаты и в правительстве постоянно возникают дебаты по поводу того, стоило ли их туда отправлять. Кроме этого люди пытаются понять причины конфликтов, разобраться в них.
Я спрашиваю о том, что чувствует Кристиан, когда возвращается из командировок в Италию. «Это очень сложно для меня, — рассказывает он. Это как возвращение из одного мира в другой, но лучшее что я могу сделать, это рассказать об обычных людях из тех стран людям здесь, в Италии, например, рассказать своей матери о женщине из Палестины, которая тоже чья-то мать».
На вопрос о том, как журналистов воспринимают местные жители, Кристиан широко улыбается и отвечает: «Прекрасно! Конечно, некоторые из них жалуются, что журналисты слишком назойливы и надоели им, но большинство абсолютно спокойно идёт на контакт, они понимают, что мы не солдаты, мы хотим помочь им. Донести их проблемы до наших правительств, развитых стран, чтобы они поняли, что война ничего не решает».
Позже мы заговорили о том, стоит ли помогать странам третьего мира, поскольку существует мнение, что вследствие помощи ООН ситуация только усугубляется, но никак не становится лучше. Кристиан рассказал, что различает виды помощи, например, образовательные программы, могут быть полезными, так он лично работал с молодыми журналистами в Ираке, обучал их журналистскому мастерству.
Совсем иная ситуация когда развитые страны приносят свои инвестиции в страны третьего мира, строят там дома, заводы, но не заботятся о том, чтобы местные жители узнали, как это здесь оказалось, чтобы позже то же начать что-то строить.
Газета «Peace Reporter» выходит раз в месяц, её тираж составляет 10.000 экземпляров, существует электронная версия этого издания, которая обновляется три раза в день. В штате работают двенадцать журналистов, четверо из них всегда в разъездах.
Anastasiya Mialeshka